eng  |  rus
  • Сайт на мобильном устройстве - роскошь или тенденция?

    По статистике, 72% посетителей сайтов пользуются мобильными устройствами, начиная от планшетов и заканчивая смартфонами. Иными словами, это подавляющее большинство. Но много ли сайтов отвечает требованиям этих устройств? Посмотрите и убедитесь - их менее 1%.

    Чтобы как-то изменить ситуацию, компания Google выпустила в свет дополнительный алгоритм ранжирования веб-ресурсов в поисковых запросах, который назвала Mobile Friendly.
    Для проверки сайтов на соответствие новым требованиям компания Google предлагает специальные тесты: "Проверка удобства просмотра на мобильных устройствах" и "PageSpeed Insights".
    Все сайты, которые в результате проверки по первому тесту получат результат "не оптимизировано для мобильных устройств", с очень высокой долей вероятности потеряют свои позиции в результатах поисковой выдачи Google.
    То же самое касается и второго теста, в нем желательно добиться нахождения в "зеленой зоне" по всем параметрам, проверяемым для конкретного сайта.

    Эти требования кажутся слишком жесткими, однако посмотрите, как ваш сайт смотрится на телефоне. В лучшем случае, пытаясь адаптировать страницу под экран устройства, браузер до такой степень уменьшит шрифт, что прочесть что-либо на сайте станет невозможно, и пользователь будет вынужден, изменив масштаб, просматривать сайт по частям, "ползая" по странице в поисках нужной информации.

    Можно ли сделать ресурс, который отображал бы информацию вашего сайта, и при этом хорошо выглядел на мобильном устройстве? Конечно же можно, и делать это надо как можно скорее, пока "рейтинг" сайта в поисковых системах не упал.

    Все веб-ресурсы, которые хорошо выглядят на телефонах и планшетах, подразделяются на 3 технологические группы:

    • Мобильные приложения
    • Мобильные версии
    • Адаптивные сайты

    Мобильное приложение

    Строго говоря, это не сайт. Это программа, написанная на специальном языке программирования, который, вообще говоря, отличается для устройств разных производителей, и даже разных моделей. Мобильное приложение, если пользователь установил его на свой телефон или планшет, не просто позволяет просмотреть информацию, полученную с сайта, при наличии соответствующих функций оно может:

    • запомнить содержимое сайта, т е страницы сайта будут доступны даже при отсутствии связи с Интернет
    • автоматически позвонить на указанный на сайте телефонный номер
    • привязаться к текущим координатам пользователя, и, например, передать их на сайт, либо проложить маршрут до офиса компании
    • отправить на сайт сфотографированный объект
    • пообщаться с консультантом компании без звонка по телефону

    Использование всех технических возможностей смартфона является, безусловно, огромным плюсом мобильного приложения. Кроме того, маркетологи утверждают, что разработка мобильного приложения является лучшим способом "привязать" клиента - скачав мобильное приложение, клиент поневоле начнет пользоваться услугами именно этой компании. Наличие, например, в Apple Store мобильного приложения - это определенный статус компании, показатель ее уровня.

    А теперь о недостатках:

    • Разработка мобильного приложения - это очень дорогостоящая услуга, требующая приложения усилий множества программистов и дизайнеров. До сих пор специалистов такого профиля очень мало, зато много тех, кто хочет за деньги клиента повысить свою квалификацию в этой области. При заказе мобильного приложения обязательно надо смотреть портфолио компании. Обращаться к тем, на чьем счету менее десятка приложений, определенно не следует.
    • Приложения придется разрабатывать для всех наиболее популярных брендов, что в несколько раз поднимает стоимость услуги.
    • Готовое разработанное приложение, чтобы быть размещенном в Apple Store, должно пройти долгую процедуру сертификации, и это тоже требует финансовых вложений. С Android дело обстоит несколько проще, но принцип тот же. Если на разработку приложения требуется время порядка года, то приблизительно такое же время потребуется для размещения приложения.
    • Если раньше появление нового приложения было сразу заметно, то теперь размещенная новинка просто затеряется среди однотипных программ, и ее будет сложно найти не только потенциальному клиенту, но даже владельцу ресурса. Единственный надежный способ - разместить ссылку для скачивания приложения на сайте компании.
    • Контент, отображаемый мобильным приложением, часто уступает по актуальности содержимому сайта, т к обновляется не регулярно и только при наличии связи с Интернет. Скажем, для новостных сайтов мы бы не рекомендовали использовать мобильное приложение.
    • В последнее время пользователи не слишком хотят быть "привязанными", и предпочитают не скачивать специализированные приложения, если этого можно избежать. Тем более, что и память устройств "не резиновая", а удалить приложение с устройства иногда бывает очень сложно. Таким образом, маркетинговый эффект от такой разработки медленно, но верно стремится к нулю.
    • И, наконец, наличие мобильного приложения никак не помешает потере позиций сайта в поисковой выдаче Google.

    Стоит ли овчинка выделки? На наш взгляд, мобильное приложение стоит разрабатывать только тогда, когда жизненно необходимо использование специальных функций устройства. Например, приложение для вызова такси, которое отправляет диспетчеру GPS координаты пассажира, определенно будет востребовано. Или еще пример - мобильное приложение для риэлтерской компании, которое позволяет менеджерам на месте сделать и отправить в каталог сайта фотографии, а также координаты объекта. Если же ваш сайт - просто набор контентных страниц, то с большей пользой можно потратить деньги на что-нибудь другое.

    Мобильная версия

    Это просто вторая версия сайта, сверстанная специально для маленьких экранов. Если на сайт зашли с мобильного устройства, то пользователя автоматически перенаправляют на более компактную версию сайта.

    Как альтернатива мобильному приложению, она также имеет свои достоинства и недостатки. Вначале, конечно, о достоинствах:

    • Разработка мобильной версии не требует привлечения уникальных специалистов, хорошую мобильную версию могут создать те же разработчики, что делали сайт. Очень часто мобильная версия создается одновременно с основным сайтом, и за нее могут даже не потребовать дополнительных денег.
    • Для просмотра мобильной версии не требуется устанавливать специальную программу, достаточно любого стандартного браузера, который на устройстве всегда есть.
    • Информация на таком сайте соответствует содержанию основного сайта, и столь же актуальна.
    • Пользователь может, как и в случае мобильного приложения, разместить пиктограмму со ссылкой на сайт на десктопе, и в следующий раз для посещения сайта достаточно будет просто нажать на пиктограмму. 
    • Наличие мобильной версии ни на копейку не увеличит расходы на хостинг и поддержку сайта.

    Недостатки этого варианта очевидны:

    • Сайт доступен только при наличии связи с Интернет. Браузер, конечно, кеширует страницы, но только те, что вы уже посетили.
    • Нельзя или не очень просто использовать специальные функции мобильных устройств. К счастью, этот недостаток скоро уйдет в прошлое, т к разработчики браузеров работают в этом направлении.
    • Компактная версия сайта вынужденно "урезанная", и может не содержать какой-то нужной информации. Кроме того, она одинаковая для всех мобильных устройств, с любым разрешением экрана, и пользователь планшета, который мог бы увидеть нормальную страницу сайта, вынужден довольствоваться ограниченной версией. В качестве примера можно посмотреть мобильную версию сайта компании МТС (мы надеемся, что эта ссылка скоро перестанет быть рабочей). Контент существенно беднее, чем на основном сайте, и непонятно, почему пользователи мобильных устройств с большими экранами должны подвергаться подобной дискриминации.
    • Этот вариант тоже не решает проблему с поисковой оптимизацией по критериям Google.

    Тем не менее, это очень хороший способ добавить в клиентскую базу пользователей мобильных устройств, и даже удивительно, что он не получил в свое время должного распространения.

    Адаптивный сайт

    И, наконец, о самой современной тенденции в этой области - о сайтах с адаптивной версткой. Современные методы верстки страниц позволяют описать вид и распольжение блоков сайта для нескольких (на самом деле, для неограниченного количества) размеров экрана. Таким образом, пользователь может получить отличающиеся по виду страницы, если просто повернет устройство на 90о.

    Это, конечно же, очень удобно. Мы фактически получаем один и тот же контент, независимо от того, с какого устройства мы зашли, но его отображение всегда соответствует размеру экрана, имеет специально подобранную для этого размера красивую и удобную навигацию, а увеличение ширины экрана при поворачивании устройства одновременно изменит и внешний вид страницы, позволяя увидеть больше информации.

    Преимущества создания этого типа сайтов во многом такие же, как и для мобильной версии, однако, есть и дополнительные:

    • Не требуется дублировать контент сайта, он один для всех пользователей и устройств, что очень помогает поисковой оптимизации (SEO).
    • Получаемый с сайта контент ВСЕГДА один и тот же, независимо от устройства, меняется только внешний вид.
    • Сайт красиво смотрится не только на мобильных устройствах, но и на разных мониторах. Откуда бы мы ни зашли на сайт, мы никогда не увидим горизонтальной линейки прокрутки, а все блоки сайта будут выглядеть соразмерно вне зависимости от ширины окна браузера.
    • Сайт не теряет своих позиций в поисковой выдаче Google, и даже, возможно, улучшает их за счет не столь расторопных конкурентов.

    Конечно, есть и недостатки:

    • Пользователь мобильного устройства вынужден скачивать страницу полностью, а не компактную мобильную версию, что при плохой связи может быть неудобно. Однако при современном уровне развития мобильной связи этот недостаток становится все менее критичным.
    • При разработке дизайна сайта приходится делать макеты для разных разрешений экрана. Иногда достаточно сделать 2-3 варианта размера, однако сайты, ориентированные именно на визуальную подачу материала, в первую очередь, рекламные сайты, могут содержать и 5-6 размерных градаций. Это дополнительная работа для дизайнера, и возможное увеличение стоимости разработки сайта.
    • Усложнение верстки сайта. Делать адаптивный дизайн могут только очень хорошие специалисты, и адаптивная верстка также может потребовать дополнительных денег.

     

    Наша компания занимается разработкой сайтов с адаптивным дизайном начиная с 2012 года, когда эта тенденция только наметилась, и у нас работают очень хорошие специалисты в этой области. Более того, за сайт с адаптивным дизайном мы не берем дополнительных денег. Наша цель - делать адаптивными все разрабатываемые нами проекты, чтобы все без исключения пользователи могли по достоинству оценить красоту и удобство наших сайтов.

     

    назад